Вентиляция
Кондиционирование
Производство воздуховодов
Вне зависимости от типа торгового помещения: будь это продовольственный магазин, торговый центр или многоэтажный торговый комплекс – вентиляция должна быть спроектирована грамотно и учитывать особенности и условия хранения реализуемой продукции. Вентиляция и кондиционирование магазина помогает сохранить нужную температуру для различных разновидностей товаров, предотвращая их порчу раньше срока и гарантарует безотказную работу холодильного оборудования. Чистый и свежий воздух создает благоприятные условия для посетителей и потенциальных покупателей вашей продукции. В зависимости от типа и размера здания, предназначенного для торговых целей, устанавливается соответствующая система вентиляции и кондиционирования.
Проекты вентиляции магазина могут значительно различаться в зависимости от общей площади того или иного помещения, его предназначения и средней проходимости.
В гипермаркетах представлен широкий ассортимент товаров: здесь можно купить как скоропортящуюся молочную продукцию, так и товары народного потребления, не требующие особых условий хранения. Поэтому система вентиляция магазинов такого типа представляет собой оборудование раздельного воздухообмена. Данная система будет обеспечивать нужный поток воздуха и его температуру для каждого торгового сектора по отдельности и с разной степенью интенсивности, пригодной для того или иного типа продукта.
В процессе разработки системы вентиляции торговых центров стоит обратить внимание на комплекс устройств по воздухообмену, направленный на частичную рециркуляцию воздуха. Для того чтобы лишние потоки воздуха не проникали в помещение через входы и выходы здания, необходимо установить воздушно–тепловые завесы, которые повышают уровень надёжности функционирования вентиляционной системы ТК. Помимо системы частичной рециркуляции воздуха, немаловажными являются системы кондиционирования, благодаря которым, вентиляция торгового центра будет работать стабильно, избавляясь от лишней теплоты и сырости в помещении.
Если ваш магазин находится на первом этаже крупного здания, то автономная вентиляция торговых площадей, обособленная от основной вентиляции комплекса будет гораздо предпочтительнее в плане эксплуатации и ремонта в случае неполадок.
Как наиболее приемлемые воздухообменные агрегаты, во многих магазинах могут использоваться приточно-вытяжные типы оборудования, создающие благоприятные климатические условия в торговых помещениях.В помещениях магазинов, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, объем вытяжки должен быть полностью компенсирован.
Расчетные температуры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях магазинов:
№ п/п | Помещения | Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С | Кратность воздуха, удаляемого из помещений | |
Приток | Вытяжка | |||
1 | Торговые залы магазинов | |||
- | продовольственных | 16 | По расчету | |
- | непродовольственных | 16 | По расчету | |
2 | Разрубочная | 10 | 3 | 4 |
3 | Разгрузочные помещения | 10 | По расчёту | |
4 | Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приёмочные | 16 | 2 | 1 |
5 | Кладовые (неохлаждаемые): | |||
- | хлеба, кондитерских изделий | 16 | - | 0.5 |
- | гастрономии, рыбы, молока, фруктов, овощей, солений, вина, пива, напитков | 16 | - | 1 |
- | обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов | 16 | - | 2 |
- | прочих товаров | 16 | - | 0.5 |
6 | Помещения для демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) | 16 | 2 | 2 |
7 | Гладильные | 16 | По расчету | |
8 | Камеры для мусора (неотапливаемые) | - | - | 1 |
9 | Помещение для механизированного прессования бумажных отходов | 16 | - | 1.5 |
10 | Помещение для хранения: | |||
- | упаковочных материлов и инвентаря | 16 | - | 1 |
- | контейнеров обменного фонда | - | - | 1 |
- | тары | 8 | - | 1 |
- | уборочного инвенторя, моющих средств | 16 | - | 1.5 |
11 | Бельевая | 18 | - | 0.5 |
12 | Мастерские, лаборатории | 18 | 2 | 3 |
13 | Охлаждаемые камеры для содержания: | |||
- | мяса, полуфабрикатов, гастрономии | 0 | - | - |
- | рыбы | -2 | - | - |
- | овощей, фруктов, кондитерский изделий, напитков | 4 | 4 | 4 |
- | мороженого, пельменей | -15 | - | - |
- | пищевых отходов | 2 | - | - |
14 | Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением | 5 | По расчету | |
15 | Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением | 5 | 2 | 3 |
16 | Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пост АСУ | 18 | - | 1 |
17 | Гардеробные, подсобнаряд для персонала предприятия общественного питания, комната для приёма пищи | 16 | - | 1 |
18 | Общественные туалеты для посетителей и туалеты для персонала | 16 | - | 50 м3/час на унитаз |
19 | Душевые | 25 | - | 5 |
20 | Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) | 20 | - | 50 м3/час на человека |
21 | Помещения приёма и выдачи заказа | 16 | - | - |
Примечания:
* Расчетная температура для охлаждаемых камер принята на холодный и на теплый периоды года;
* При размещении площадей для дополнительного обслуживания в торговом зале расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена следует принимать не ниже указанных для торговых залов. Для помещений дополнительного обслуживания: кафетериев, сок-баров и других (кроме помещений приема и выдачи заказов), в том числе – и для их подсобных помещений, расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена следует принимать согласно действующим нормативным документам;
* При расположении помещений магазинов в подземных этажа* следует предусматривать системы механической приточно-вытяжной вентиляции с воздухообменом в торговых залах не менее 30 м3/ч на человека, а в служебно-бытовых помещениях – не менее 60 м3/ч на человека;
* В помещениях, обозначенных позициями 1, 2, 5.7,11,14-16,20-22, 25, по заданию на проектирование допускается принимать расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена выше указанных в таблице.
Для систем механической вентиляции встроенных и встроенно-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится на ассимиляцию теплоизбытков и по кратностям. Тепло- и влаговыделения от покупателей в расчете принимаются соответствующими этим параметрам для людей, занятых легкой работой, а тепло- и влаговыделения от работающего персонала – как для людей, занятых работой средней тяжести.
При расчете систем вентиляции и кондиционирования количество людей, одновременно находящихся в торговых залах, следует определять по технологическому заданию, или исходя из площади торгового зала на одного человека:
* 6 м2 для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных спортивных, ювелирных;
* 5 м2 для других непродовольственных магазинов, а также для продовольственных магазинов.
* В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров принимается из расчета:
* одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;
* одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.
В целях экономии энергии для магазинов целесообразно применять одну из комбинированных систем – сплит-систему или систему фан-койлов для охлаждения воздуха в помещениях в летний период. Приточная система должна быть рассчитана по санитарной норме наружного воздуха. При ориентации остекленных проемов торговых залов на юг, юго-восток, юго-запад допускается установка оконных или комнатных кондиционеров.
В трговых залах магазинов, в которых отсутствуют пахучие вещества, следует применять рециркуляцию воздуха. Объем подаваемого свежего (наружного) воздуха должен быть не менее 20 м3/ч на человека. Системы вентиляции магазинов, встроенных и встроенно-пристроенных в жилые здания, не допускается объединять с системами вентиляции этих зданий.